Обзор рынка доставки еды в Беларуси, России, Украине, Казахстане

Рынок доставки еды постепенно растет во всех странах, следуя за наиболее развитым в этом сегменте амеркианским и азиатским рынком. Акценты смещаются с доставки более традиционных для наших рынков пиццы и суши на доставку разнообразных блюд.


 

 

В мире существуют десятки (если не сотни) сервисов, которые занимаются доставкой еды. Самые известные из них — À La Carte Express, Bento, Deliveroo, Deliverd, DeliveryHero, EatFirst, Farm Hill, Favor, Foodora, FreshMint, Gourmaleo, Radish, Spicy Radish, SupperBell, Runnr, Thistle, Wizrd, Zomato, Zoomer, Zume. В борьбу вступают и сайты, у которых раньше не было собственных курьеров, а также гиганты вроде Google, Uber и Amazon. Все хотят откусить кусок пирога.

Аналитики Morgan Stanley полагают, что размер этого пирога — объём рынка доставки еды — вскоре достигнет $210 млрд в год. “В том, что спрос на услуги будет только расти, сомнений нет”, — сообщают журналисты The California Review.

Существуют три основные модели работы сервисов по доставке еды:

  • первая, наиболее традиционная, — это рестораны или сети ресторанов, при которых работает служба доставки;
  • вторая модель — это онлайн-рестораны: продукцию таких заведений можно только заказать на дом либо взять навынос, у них обычно нет собственных помещений для клиентов;
  • и третья, наиболее активно развивающаяся модель, — это агрегаторы различных ресторанов: такие сервисы предлагают меню множества заведений и осуществляют доставку выбранной еды из одного из ресторанов.

«Мы замечаем, что у людей формируются новые привычки — заказывать обеды с доставкой в офис, заказывать еду в выходные домой. То есть появляется новая культура — заказывать еду из ресторанов. В США уже более 50% ресторанного рынка приходится именно на доставку, и мы уверенно идем к таким же показателям. Раньше мы думали, что сегмент будет работать только для очень обеспеченных людей, но, как оказалось, заблуждались», — отмечает директор казахского сервиса Chocofood.kz Николай Щербак.

В Казахстане, по данным lsm.kz, все еще доминируют традиционные для доставки пицца и суши, однако другие блюда уже занимают 37% рынка (в Украине их доля после пиццы и суши — 35%). А на долю агрегаторов в Казахстане приходится уже 18% рынка.

Фонд AddVenture оценил объем рынка доставки еды в РФ в сумму около $1,5 млрд в год в 2015 году, $900 млн из которых приходилось на Москву. Многие рестораны в Москве привозят еду с помощью собственных или аутсорсинговых служб доставки, также все активнее работают крупные агрегаторы — Delivery Сlub (был куплен Mail.Ru Group в конце 2016 года за $100 млн), Room service и др.

Расцветают и службы экспресс-доставки различной механики: нашумел сервис “Голод”, который обещает доставлять свои заказы в течение восьми минут, а 15 февраля запустился Uber Eats, работающий на основе популярной платформы Uber.

В Минске же тренд — в появлении специализированных (грузинская, индийская кухня) сервисов доставки еды. На рынок также вышли и несколько агрегаторов.

В целом, стоит ожидать дальнейшего роста рынка доставки еды в Беларуси, России, Украине и Казахстане с постепенным смещением акцента с доставки суши и пиццы на доставку различных блюд, в том числе, за счет роста доставки обедов в офисы.

ООО “Поликап” предоставляет комплексные решения по упаковке еды для служб доставки (термоизолирующие контейнеры для супа с крышками, контейнеры для салатов и других блюд, одноразовые термоизолирующие стаканы, ланч-боксы).

По данным РБК, vc.ru, lsm.kz, probusiness.by, delo.ua